DOU Hobby: плейбек-театр — импровизация и развитие эмоционального интеллекта

[DOU Hobby — рубрика о нетехнических проектах IT-специалистов: творчество, интересное хобби и другие lifestyle-достижения. Если вам есть о чем рассказать — пишите на  Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. ]

Петр Корякин — Ruby Developer в харьковском офисе компании SoftServe. В свободное время он играет в плейбек-театре, где все строится на импровизации: зрители рассказывают истории, а актеры превращают их в художественное произведение на сцене.

— Петр, что такое плейбек-театр? Чем он отличается от обычного?

Плейбек — это театр импровизации, в котором актеры, прошедшие предварительную подготовку, играют реальные истории зрителей из зала. Плейбек-театр всегда стоял на границе между театром и психологией — он объединяет в себе проявления и методы обеих сфер.

Тут нет режиссеров и сценаристов: сама жизнь пишет истории и сюжеты. Обычно в перформансе принимают участие четыре или больше актера, кондактор (ведущий), музыкант, зрители.

Кондактор предлагает кому-то из зрителей рассказать историю, выслушивает. Если нужно, задает уточняющие вопросы. История может быть и достаточно банальной, и очень драматичной — все как в жизни. Единственное условие: рассказчик должен быть непосредственным участником истории, она должна быть важна для него, вызывать эмоциональный отклик.

Актеры и остальные зрители тоже слушают историю впервые — времени на обсуждение и обдумывание нет.

— Что происходит дальше?

После этого актеры играют историю. Актеры могут отражать участников истории или эмоции рассказчика. А может, и то, и другое сразу — все зависит от формы, заданной кондактором. Формы бывают очень метафоричны, есть даже специальные для отражения травматичного опыта. Но бывают и простые.

Актеры тщательно следят за тем, чтобы не привносить в историю рассказчика во время плейбека что-то от себя, чего не было в рассказе. Нет задания чему-то научить зрителей или рассказчика, что-то доказать или найти виноватого. Задача проста: отразить историю, пропустив ее через себя.

Перформанс состоит из нескольких историй разных рассказчиков. Обычно все проходит в теплой ламповой атмосфере, так как собрать много-много зрителей получается редко.

— Есть ли какие-то общие правила, принципы, как проводить плейбек?

Принципов плейбека немного, и они очень гибкие. Чаще всего для объяснения приводят теорию нарративной ретикуляции, которую создал Джонатан Фокс.

Она включает четыре фактора:

  • спонтанность;
  • управление;
  • история;
  • атмосфера.

Между факторами нет иерархии. Они одинаково важны и влияют друг на друга.

Четыре принципа плейбека

— Как вы заинтересовались плейбеком? С чего все началось?

Однажды Facebook подкинул напоминание о мероприятии, которое происходит поблизости. Это оказался перформанс плейбек-театра «Вахтеры».

О плейбеке мне когда-то давно рассказывал тренер на курсе по эмоциональному лидерству. Он говорил, что это отличный способ познакомиться ближе со своими эмоциями и эмоциями других людей в реальном времени. Потому что как ни крути, а в повседневной жизни мы приучены скрывать наши переживания: прятать или маскировать.

И он оказался прав. В течение перформанса я сначала видел эмоции рассказчика, которые он вкладывал в историю, потом свои реакции на них, а после — то же самое в отражении актеров. Действительно, оказался отличный способ.

Пару месяцев спустя тот же Facebook подкинул анонс однодневного 10-часового интенсива по плейбеку, на котором были упражнения, игры, объяснялась теория плейбека. На интенсиве каждый участник мог попробовать себя в амплуа зрителя, актера, рассказчика, кондактора.

Уже после этого у меня появилось желание освоить плейбек более основательно. Я пошел на трехмесячный курс в Харькове. Занятия проходили два раза в неделю по 2-3 часа. Мы учились двигаться на сцене, громко говорить, доносить мысли, эмоции и идеи в разных вербальных и невербальных формах. Ну и, конечно же, рассказывали с участниками курса друг другу истории, учились слышать друг друга, улавливать суть и переживания рассказчика. Тут же все друг другу играли эти рассказы и получали обратную связь от рассказчика и преподавателей.





— Чем вам нравится плейбек? Как вас изменило это хобби?

Не поверите, но обучение плейбек-театру оказалось самым результативным способом прокачки эмоционального интеллекта из всех испробованных. Я стал лучше понимать себя: почему некоторые домашние и рабочие дела вызывают тревожность, что делать с чувством вины или стыдом, которые периодически появляются непонятно почему и мешают жить.

Если говорить о моем опыте в разрезе плейбека и эмоционального интеллекта, я выделю несколько главных достижений.

Во-первых, во время перформансов есть возможность рассказать истории, которые важны для меня. При этом сам я воспринимаю события и свои же переживания достаточно однобоко. Но они же, отраженные актерами на сцене, оказываются не такими уж однозначными. Это дает пищу для рефлексии.

Во-вторых, даже с позиции зрителя есть возможность прожить, прочувствовать истории рассказчиков и свои реакции на них. Тут же сразу появляется необходимость эти реакции как-то отрегулировать: усилить или уменьшить. В повседневной жизни такой опыт доступен редко.

В-третьих, еще во время трехмесячного курса появилась необходимость вовремя уходить с работы, чтобы попасть на репетиции, раньше привычного вставать на выходных. Пришлось регулярно делать упражнения в домашней обстановке. А вместе с этим — разбираться, какова моя мотивация, действительно ли оно мне надо и что мной движет на самом деле. Эти инсайты я смог применять и в других областях.

В-четвертых, на каждом перформансе рассказчики, актеры, зрители волей-неволей говорят о своих чувствах, потребностях. Это все оказывается неожиданно многогранным, нешаблонным, индивидуальным. Понемногу развивается эмпатия, диапазон и разнообразие человеческих переживаний раскрывается шире.

В-пятых, находясь на сцене, актер развивает свои социальные навыки и осваивает искусство вызывать у других желательную для себя реакцию. При этом прелесть и ценность плейбека в том, что желаемую реакцию у зрителя приходится вызывать почти без времени «на подумать».

Если вам интересно узнать о всех плюшках, которые дает высокий EI, я советую почитать книги Дэниела Гоулмана.

Отдельно хочу рассказать о социальных проектах, участие в которых становится возможным после подготовки. Выступления для переселенцев, перформансы в реабилитационных центре для наркозависимых и многие другие проекты плейбек-сообщества дают поддержку тем, кому она необходима. Это возможность каждому быть услышанным, какой бы грустной, болезненной, страшной не была его или ее история.




— Каких навыков требует плейбек? Сколько времени нужно, чтобы достичь мастерства?

Чтобы начать изучать плейбек, особых навыков не нужно. В процессе обучения вы осваиваете актерские навыки: сценическое движение, сценическую речь, понимание драматургического ряда.

Одновременно происходит работа с психологическими параметрами: развитие эмоционального интеллекта, знакомство с понятиями проекций, переносов.

Но расти и развиваться есть куда. Возможно получать сертификаты, участвовать в зарубежных конференциях, мастер-классах. К примеру, чтобы получить международный уровень, необходимо предоставить справку о прохождении минимум 100 часов личной терапии.

— Бывают ли как-то полезны полученные в театре навыки в жизни, на работе?

Очень полезный навык — импровизация. Это умение действовать спонтанно без подготовки, ведь вся жизнь — импровизация. Вырабатывается понятие толерантности, прорабатываются свои психические и физические зажимы. Также полезно ораторское искусство и просто физическая активность

Отдельно стоит рассказать о смещении точек отсчета в лучшую сторону. Вот сидишь, бывает, на митинге с коллегами из-за океана и не понимаешь, зачем по третьему кругу обсуждать одно и то же. И вдруг привычные, банальные моменты начинают играть новыми красками. Появляется понимание, что каждый из участников прямо сейчас проживает свою историю и что они у всех разные: скучные, тревожные, радостные. Тут же включается внимание, становиться не все равно. А когда не все равно, то митинги проходят продуктивней.






— Как удается совмещать хобби и работу? Много ли времени уходит на репетиции?

Идеальный вариант: 2 репетиции в неделю по 3 часа. Все зависит от загрузки на работе, иногда приходится опаздывать или даже пропускать репетиции. Но в целом— совмещать вполне посильно.

Но зато каждая репетиции отлично помогает отвлечься и переключиться. Если уж пришел, то мессенджеры, почта уходят на второй план, а в голове просто не остается места для рабочих проблем.

Кроме того, можно рассказать историю, которая тревожит или радует, увидеть ее и себя со стороны. Часто с очень неожиданного ракурса.

— А как обычно проходят репетиции по плейбеку?

В начале проводится разминка тела и голоса. Это помогает размяться и переключиться от всех бренностей жизни.

Следующая часть — отработка психологических плейбековских упражнений. После — отработка форм и игра историй участников группы.

Очень важно получать качественный фидбэк от рассказчика, тренера, актеров о том, удалось ли услышать историю и выразительно передать выбранный образ. И главное — получилось ли удержаться от проекций, интерпретаций и морализаторства, так как это мешает передавать истории такими, как они есть.

— Развита ли в Украине культура плейбек-театров? Много коллективов?

Да, в Украине достаточно развито плейбек-сообщество. Но оно не большое: около 30 театров.

Первый театр был основан в 2001 году в Киеве. Наиболее активное развитие началось с 2009 года. Сейчас идёт активная работа по созданию украинской плейбек-школы.





— Что можете посоветовать новичкам, которые начинают интересоваться плейбек-театром? С чего и как лучше начинать, на что обратить внимание?

Для начала нужно понять, подходит и нравится ли метод. Придите на перфоманс плейбека в своём городе, попробуйте рассказать историю. Если понравится. пообщайтесь с актерами, они обычно не кусаются :)

Спросите, проводят ли открытые репетиции или можно ли поучаствовать в обычной. Если и там понравится, то можно смело пойти на обучение. Главное — беречь себя и не идти раньше времени в то, к чему можете быть и не готовы.

Еще несколько советов — в видео Наталии Вайнилович.

— Какие у вас планы на будущее, связанные с плейбек-театром?

Сейчас мои мысли заняты грядущим релокейтом, и потому все планы на будущее, включая плейбек, довольно туманны.

Как минимум буду ходить на перформансы в качестве зрителя, рассказывать истории. Возможно, присоединюсь к проектам плейбекеров, более или менее долгосрочным.

Получать международные сертификаты и выводить хобби на качественно новый уровень пока не планирую. Но всё возможно, ведь наша жизнь — сплошная импровизация :)

В материале использованы фото перформансов плейбек-театра «Вахтеры» и репетиций Школы Магии Театра.

Похожие статьи:
Непрерывный процесс получения и обработки обратной связи от пользователей, а также своевременная реакция на нее — ключ к успеху...
Пропрацювавши близько трьох років тестувальницею і досить довго не змінюючи проектів, я помітила за собою деякі зміни, порівняно...
Меня зовут Лита Маливская, я Team Lead в Boosta. В зоне моей ответственности три кросс-функциональные команды разработки и три...
Представляем новую статью из цикла «Карьера в IT». Она посвящена должности DevOps engineer — такие специалисты работают...
Ever since the UK voted to exit the EU, there has been great volatility in the value of the pound and the euro. The markets don’t like uncertainty and there has been nothing but this since the...
Яндекс.Метрика