Как украинские стартапы, работающие на американском рынке, ищут сотрудников

[Об авторе: Максим Печерский — руководитель и сооснователь стартапа PromoRepublic. Объединяет профессионалов, компании и стартапы для взаимовыгодного сотрудничества. Работает в Киеве, Хельсинки и Сан-Франциско]

PromoRepublic запустилась в 2013 году и за четыре года превратилась из гаражного стартапа в небольшую IT-компанию с 30 сотрудниками на трех континентах. Хочу поделиться своим опытом комплектования R&D команды в киевском офисе, которая может делать продукт на уровне топовых американских компаний.

Первое, что нам рассказали, когда мы начали общаться с местными предпринимателями на американском рынке — для работы в США лучше всего подходят сотрудники из США. Они приходят в твою компанию и с первого же дня работы не спрашивают, а говорят, что тебе нужно делать и как. Дело в том, что система образования в США отличается от украинской, и студенты получают свой первый коммерческий опыт еще в стенах университетов. В Украине сейчас нехватка продуктовых компаний и поэтому многим потенциально крутым разработчикам негде получить соответствующие навыки.

Первый вариант отличный, кроме одного нюанса. Средний показатель зарплаты разработчиков в Долине составляет свыше $134 000 в год, а стоимость одного найма при помощи рекрутера — $10-40 тыс. Этих цифр нам хватило для понимания того, что для найма людей в США на нашем этапе денег не хватит. Как результат — мы решили искать сотрудников в Киеве и Хельсинки и растить их до нужного уровня компетенций.

Команда PromoRepublic

Первое время искали людей самостоятельно — размещали резюме, проводили собеседования. Методы поиска людей у нас были стандартные: Facebook, LinkedIn, Djinni, личные рекомендации. Позже мы наняли фриланс-рекрутера, который делает всю техническую часть работы и передает нам отфильтрованные входящие заявки. Примерно 1 из 10-20 кандидатов нам подходит, и мы начинаем с ним работать.

Часто находить людей в команду помогает случай. После того, как наш маркетинг-директор ушел заниматься консалтингом, мы начали искать ему замену. И я по ошибке отправил ссылку на вакансию одному американскому инвестору, с которым не общался больше года. Спустя час он ответил ссылкой на резюме подходящего человека. Это оказался парень из Риги, спустя пять минут мы уже говорили с ним по скайпу. Выяснилось, что он — очень крутой специалист c опытом работы в США и сейчас как раз ищет работу. Он выбирал между тремя предложениями — одним из Финляндии, вторым из США, но в итоге присоединился к нашей команде и через несколько месяцев стал одним из ключевых сотрудников компании.

Главная наша проблема — укомплектовать команду так, чтобы она на равных общалась с резидентами Кремниевой долины. Самое сложное в ее решении для нас — это не найти подходящего человека, а повысить его уровень до уровня топовых американских разработчиков, продакт-менеджеров или дизайнеров. У наших ребят чаще всего не хватает продуктового и бизнес-ориентированного подхода к разработке.

И вот, что мы придумали.

Челленджи и развитие

У наших кофаундеров Михаила Барановского и Валеры Грабко есть потрясающая способность «челленджить» и развивать людей. Первые вопросы, который они задают на интервью: какие твои цели на ближайшие 2-3 года и как ты себя прокачиваешь? Если кандидат недостаточно амбициозен, мы отказываем. Для тех, кто прошел, мы выстраиваем персональный план развития. Для этого в компании используется система Objective and Key Results (OKR), которую придумали в Intel и используют в Airbnb, Uber, Google, MongoDB, LinkedIn и нескольких украинских компаниях. Задача OKR — соединить цели компании, командные цели и персональные и отобразить в очень простой форме, чтобы все могли работать в одном направлении и понимать свой вклад. Также мы развиваем product ownership и feature ownership, стараемся растить менеджеров внутри, давать больше знаний по разработке и маркетингу продуктов.

За счет такой системы онбординг проходит достаточно быстро, и дальше сотрудник начинает разбираться в нашем сегменте продуктов для автоматизации маркетинга. Шесть месяцев — это средний срок, в течение которого человек либо принимает челлендж и свой план развития на ближайшие месяцы, либо не справляется с вызовами и сходит с дистанции. А те, кто прошел, остаются с нами на годы, и портреты этих ребят висят у нас на стене. Плюс некоторым из них мы планируем выдавать опционы.

Знакомства с людьми, которые все знают и умеют

До того, как назвать себя San Francisco based startup, мы прошли через четыре акселератора: в Украине, Эстонии, Финляндии и Чили. За это время мы подружились с уймой классных специалистов по всему миру, включая тех, которые оправданно берут за свои консультации по несколько сотен долларов в час. Сейчас каждый наш сотрудник может свободно прийти к знакомой нам звезде Кремниевой долины со своими вопросами, и, скорее всего, тот не откажет ему в помощи. Еще мы обязали всех взять личные фриланс-проекты по SMM: какой же ты сотрудник SMM SaaS, если ни разу не обсуждал с клиентами тематику постов в Facebook?!

Спустя полгода таких тренировок мы получаем фулстек-специалиста, который способен решать самые сложные задачи на высшем уровне и «зачесывать» американцев.

Не растерять команду

Эта схема не работала бы, если бы мы не придумали, как удерживать ключевых сотрудников. Мы разработали следующую схему: каждый член команды понимает, как его работа влияет на продуктивность компании в целом. Наша бонусная система построена на вкладе каждого сотрудника в ключевой показатель эффективности SaaS — MRR. Чем большую прибыль он сгенерировал, тем больший получил бонус.

Мы также обратили внимание, что когда человек через «боль и страдания» выходит на следующий уровень, у него появляется большая лояльность к компании и особые отношения с командой. Когда им что-то не нравится или приходит более выгодный джоб-оффер, то сотрудники говорят об этом сами, и мы стараемся придумать решение, чтобы они были всем довольны и остались.

У нас был случай, когда спустя какое-то время после запуска стартапа от нас ушел сотрудник, у которого была доля в компании. Он проработал три года в различных гемблинговых компаниях, получая очень высокую зарплату, но в итоге вернулся к нам на меньшие деньги. Из чего мы делаем вывод: главное — получать удовольствие от работы, а не просто рубить бабло в различных серых нишах или на галерах. Еще мы заметили, что к нам идут люди ни дня не работавшие на галерах — им интересна философия продуктовой компании и они хотят создавать что-то интересное лично им, а не кодить очередную поваренную книгу для Samsung.

Постоянно задавать себе вопрос — что инновационного мы строим?

Разработчикам важно знать, что они создают что-то полезное и в чем заключается big idea их компании. Важно понимать не, ЧТО ты делаешь, а ЗАЧЕМ ты делаешь. В этом наше отличие от аутсорсинг-компаний — ты работаешь над своим продуктом, ты знаешь зачем он нужен, ты принимаешь решения о его развитии и ты видишь, как продукт «заходит» клиентам. Мы строим Netflix for Social Media Content, помогаем малому бизнесу зарабатывать больше, создавая контент для соцсетей на уровне крупных брендов. Без необходимости становиться экспертом в SMM.

Все эти задачи мы решаем путем шаблонов, автоматизации и применения в нашем продукте big data и AI. В тоже время есть много задач, связанных с дизайном, а это уже сложный Front-end — фреймворки Ember и React.

Опыт коллег

Мы решили, что текст будет неполным без описания опыта наших коллег по рынку, и задали три вопроса нашим друзьям — основателям и руководителям стартапов.

  1. Ваша команда работает удаленно или из офиса? Где находится главный офис? Сколько у вас сотрудников?
  2. Где вы ищете разработчиков в проект (соцсети, личные рекомендации, собственный HR-отдел, агентство)? Сложно ли уговорить хорошего специалиста работать в стартапе? Какова средняя медиана зарплат в вашем проекте по сравнению с рынком? Какими плюшками вы завлекаете человека идти работать к вам?
  3. Какие трудности возникают при рекрутинге?

Олег Кемпбелл, Founder/CEO в Reply.io

Работаем удаленно. Днепр и Торонто.

В порядке приоритета: рекомендации сотрудников, DOU, соцсети, агентство Indigo. Изначально ищем только тех, кто заинтересован работать в стартапе (указываем это в job post). ЗП средняя по рынку, привлекаем людей тем, что у нас удаленная работа, продуктовая компания, современные технологии и крутая команда.

Обычно поиск нового человека занимает от одного до трех месяцев.

Кирилл Бигай, Co-Founder/CEO в Preply

Работаем из офиса. Верим в то, что находиться рядом намного эффективнее, чем работать удаленно. Главный офис находится в Киеве, и нас около 40 человек.

У нас в команде есть HR, который отвечает за поиск кандидатов и собеседование их на соответствие корпоративной культуре. Мы фокусируемся на людях с продуктовым опытом и крайне редко берем людей из фриланса/аутсорсинга — это просто два разных типа людей.

Что касается наших преимуществ, то я думаю, что все очень разнится от стартапа к стартапу. Preply — это международный образовательный продукт. Работа над таким интересным продуктом привлекает. Кроме того, у нас жесткий отбор в команду. Сильные люди притягивают сильных.

В Киев тяжело приглашать людей из Европы и США. К сожалению, в Украине еще не так много людей с международным опытом. В основном их можно посчитать на пальцах.

Алексей Орап, Founder/CEO в YouScan

80% нашей команды работает из офиса, 20% — удаленно. Главный офис — в Киеве. Всего в команде около 50 человек. Разработчики работают в офисе, но пару дней в неделю можно работать из дома, в частности пятница — день экспериментов и обучения. Каждый день есть утренние стендапы, которые позволяют синхронизироваться всем, кто работает в офисе или удаленно.

Ищем по-разному. Разработчиков в основном через DOU, Djinni, иногда привлекаем HR агентство. Мы участвуем в конференциях, строим нетворк, так что часто нанимаем на работу людей, с которыми уже давно знакомы. Зарплаты у нас рыночные. Дополнительных плюшек много — прекрасный офис с панорамами на центр города, сильная команда с внутренней культурой, в которой можно расти и развиваться, оплата всего необходимого для профессионального обучения (конференции, курсы и т. п.), программа «Бонус за книгу» и, самое главное, работа над сложными и нестандартными задачами по анализу big data из социальных сетей.

Приходится тратить очень много времени на отбор кандидатов. Например, на вакансию фронтенд-разработчика мы недавно получили больше 100 резюме. Пока у нас нет отдельного HR-менеджера, но в этом есть как свои минусы, так и плюсы.

Александр Галкин, Co-Founder в Competera

Сейчас в команде 35 человек, и мы динамично растем. Кроме главного офиса в Украине, где разрабатывается продукт, у нас есть офисы поддержки продаж России и Великобритании. Большая часть команды работает в офисе. Часть сотрудников и даже некоторые мини-команды работают удаленно, но это, скорее, исключение из правил. Мы сторонники офисной организации работы, поскольку этот подход помогает превращать продуктовую команду в семью единомышленников, которые и работают, и отдыхают вместе.

Несмотря на офисную работу, у нас нет жесткого штатного расписания:

  • Гибкий график: ребята сами выбирают, когда приходить и когда уходить из офиса.
  • Возможность удаленной работы: каждый сотрудник может несколько дней в месяц поработать удаленно, поэтому наших ребят можно часто встретить в коворкингах или кафе.
  • Day off: наши клиенты живут и работают в 14-ти странах, поэтому мы не отдыхаем на государственные праздники. Вместо этого мы ввели пропорциональное количество отгулов (day off), поэтому ребята отдыхают, когда им удобно, и не отрабатывают по субботам :)

Ищем сотрудников через соцсети (в основном LinkedIn и Facebook), job-сайты, личные рекомендации сотрудников, работающих у нас, рекомендации наших друзей и партнеров, собственный отдел рекрутинга. Иногда привлекаем агентства, но это скорее исключение.

Уговаривать людей не приходится. Мы ищем талантливых и способных ребят, даем им возможность развиваться и при этом быть частью продуктовой компании с глобальными амбициями. Те, кому это близко, остаются с нами. Если оперировать цифрами за все время работы компании, текучки кадров у нас нет совсем.

Мы стараемся нанимать молодых талантливых ребят с амбициями, поэтому уровень зарплат у нас рыночный (ориентируемся на статистику DOU) или немного ниже.

«Плюшек» много: гибкий график, возможность удаленной работы, отгулы, вкусные бесплатные обеды, безлимит на фрукты/печенье/напитки, интересные задачи, скрам и классная команда.

В целом есть две сложности при рекрутинге.

Первая — это аутсорсинговые компании, основные игроки на рынке найма. Они одновременно и драйвер украинского IT-чуда, и главная трудность для рекрутинга: не все соискатели понимают разницу между работой в аутсорсинговой (постоянное переключение между разными проектами) и продуктовой (работа над одним глобальным продуктом и весомый вклад в разработку) компании.

Вторая сложность заключается в том, что далеко не все кандидаты, подходящие Competera по уровню hard skills, подходят по уровню soft skills для работы в нашей команде: мы шутим в Slack, играем в настольный теннис, участвуем в «Гонке нации», выезжаем вместе на природу. И такой уровень вовлеченности в команду подходит не каждому.

Похожие статьи:
Несмотря на то, что продажи умных часов по всему миру отнюдь не переживают бум, на рынок выходят все новые бренды, желающие представить...
Компания Lenovo на выставке CES 2016 представила новые устройства серии Y, в числе которых - ноутбук ideapad Y900. По словам компании, для...
В компании Microsoft готовят обновление линейки аппаратов среднего класса на базе ОС Windows. Первым, о котором стало известно...
Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня предлагаем обсудить HDMI-кабели, USB-OTG и прочие улучшающие функциональность...
На вчерашней презентации, наряду с флагманскими смартфонами Lumia 950 и 950 XL, компания Microsoft также анонсировала и более...
Яндекс.Метрика